Лечение огнем: как советские автолюбители ремонтировали шины

Удивительные приспособления встречались в багажниках советских шоферов! Дай некоторые из них современному автовладельцу, и не всякий даже поймет, что это и как использовать. «Колеса» стараются регулярно раскапывать необычные артефакты, дабы сберечь память о нашей автомобильной истории. Сегодня тестируем редкое приспособление для ремонта колес в пути — вулканизационный брикет.

Зажигательный ремонт

Вообще, огонь в качестве помощника шиномонтажника сегодня известен многим. С его помощью удается в полевых (и не только в полевых) условиях натянуть на обод бескамерную шину большого диаметра. Для этого достаточно под полунасаженную на диск покрышку плеснуть чуток бензина, а после того, как он через несколько минут перейдет в состояние легковоспламеняемых паров, поднести горящую на конце палку. Вспышка, хлопок и сопутствующее им выделение большого объема газов мгновенно сажают шину на хампы диска.

Нашим дедушкам эта «магия» была незнакома по причине отсутствия в обиходе бескамерных покрышек. Впрочем, они тоже частенько использовали горящий бензин при ремонте колеса, но несколько иначе.

Классика жанра – шоферская хитрость времен Великой отечественной войны, с помощью которой в полевых условиях заклеивали камеры колес грузовых «полуторок». На дырку накладывали заплатку из так называемой «сырой резины» (невулканизированного каучука), а на нее сверху, через несколько слоев газетки, ставился как стакан старый поршень от двигателя. В поршень наливали и поджигали бензин. Такое простейшее приспособление разогревало место склейки до 140-150 градусов, благодаря чему каучук вулканизировался, переходя в состояние прочной и эластичной резины.

В послевоенные же годы появился любопытный автомобильный аксессуар, призванный заменить в дорожных условиях заклейку с помощью поршня. Назывался он «вулканизационный брикет». Собственно, почти в любой книжке по эксплуатации «победы», «москвича», «жигуля» или грузовика в 50-70-е годы ХХ века можно было встретить упоминание вулканизационного брикета. Представлял он собой, фактически, пиронагреватель, но не требующий бензина для работы, и поэтому гораздо более безопасный в обращении и более удобный.

Из книги «Автомобильные шины», Военное издательство министерства вооруженных сил СССР, 1946 год:

Для воспламенения горючего состава в брикете его требовалось слегка разрыхлить чем-то острым (ножом или гвоздем), а потом уже поджечь спичкой. Если горючая масса плохо воспламенялась, предлагалось слегка ее раздуть. Собственно, гигроскопичность состава и была причиной непопулярности вулканизационных брикетов в шоферском сообществе… Прокол колеса – беда не такая уж частая, и брикеты подолгу валялись в инструментальных ящиках и багажниках, где неизбежно отсыревали, несмотря даже на достаточно плотную упаковку. И в нужный момент нередко оказывались бесполезными.

Из книги «Эксплуатация и ремонт мотоциклов», 1956 год:

Встречалось несколько несущественно различающихся подвидов вулканизационных брикетов, но по сути все они представляли собой металлический «лоток» с низенькими бортиками, наполненный горючим составом – обычно чем-то вроде целлюлозно-древесной крошки, пропитанной селитрой. На донышко лотка (с внешней, разумеется, стороны) была прилеплена заплатка из сырой резины. С резины следовало содрать защищающий ее от высыхания слой целлофановой пленочки, наложить брикет на предварительно зачищенное и обезжиренное место прокола на камере, прижать струбцинкой и поджечь. Когда прогоревший брикет остывал, заплата была гарантированно качественно приклеена благодаря рассчитанной температуре горения, количеству топлива в брикете и времени его остывания около десяти минут.

Нсмотря на то, что вулканизационные брикеты были ориентированы в первую очередь на автомобилистов (хотя их упоминание мне встречалось даже в книге «Полевой ремонт самолетов», издательство Воениздат, 1943 год), наибольший смысл они имели для владельцев легких мотоциклов и мопедов без генератора (с одним лишь магнето), а также для велосипедистов, у которых нет ни источника электроэнергии, ни запаса бензина.

Вулканизационный брикет: ретро-тест

Удивительно, но не являвшийся чем-то редким и дефицитным в прошлом, вулканизационный брикет сегодня найти вживую практически невозможно. По непонятной причине редкостью он стал неимоверной – даже живых фото этого аксессуара практически нет ни в Гугле, ни в Яндексе. Встречаются лишь многочисленные упоминания в старой автомобильной литературе. Однако для «Колес» ничего невозможного нет – мы, хотя и с большим трудом, раздобыли пару экземпляров этого реально редкого шоферского приспособления, и провели эксклюзивный ретро-тест.

Попавшие к нам в руки вулканизационные брикеты были выпущены Барнаульским химическим заводом. Даже странно, что это предприятие до сих пор существует и по-прежнему занимается выпуском материалов для ремонта камер и шин.

Наши брикеты произведены в 1964 году. С тех пор они нетронутыми ждали своего часа 54 года… И несмотря на явные зачатки историко-культурной ценности этих ретро-аксессуаров, мы не удержались, чтобы не опробовать в деле пришельцев из древней автоэпохи.

После тщательной просушки и замены задубевшей за полвека заплатки из сырой резины на свежую, мы попробовали заклеить ими автомобильную камеру.

1 / 2

2 / 2

Результат вы видите на фотографии: старинный автомобильный «артефакт» не подвел, сработал четко по инструкции и завулканизировал заплатку на камере.

Что же, «сделано в СССР» звучит гордо даже спустя полвека.

Источник: http://www.kolesa.ru/article/tuning-auto/

Добавить комментарий