Теория и практика: рецензия на фильм «Звездные войны: Последние джедаи»

Review

Последние джедаи

Теория и практика

kartosh

13.12.2017 13:00

  • Твитнуть

Так получилось, что мы с Ильей смотрели пресс-показ “Последних джедаев” одновременно. Он в Питере, я в Москве. Чтобы не плодить рецензии и уместить мысли в один текст, мы пошли на хитрый прием — объединили наши мнения в одно. Фильм понравился нам обоим, но у нас были и претензии к нему.

В далекой-далекой Галактике по-прежнему неспокойно. Первый Орден безраздельно правит, Сопротивление вынуждено отступать и отчаянно обороняться. О мире и балансе можно окончательно забыть, потому что уничтожение базы Старкиллер не закончило войну, а лишь дало ей новый импульс.

События “Последних джедаев” начинаются через некоторое время после финала “Пробуждения силы”, в момент встречи Люка и Рей. В теории Райан Джонсон принял эстафету у Джей Джей Абрамса, а вместе с ней и огромную ответственность за самую важную киновселенную на планете. На его плечи лег тяжелый труд: развить заложенные идеи, преумножить их, держать ответ перед лицом миллионов фанатов.

На практике это стало и вовсе титанической задачей, в некотором роде прыжком с парашютом — совершить второй всегда сложнее первого. В смертельно опасном спорте это связано с тем, что прыгающий впервые сделал это, не до конца понимая возможных осложнений, а теперь должен шагнуть в небо со всеми знаниями. В случае “Последних джедаев” схема работает в обратную сторону: когда в прокат вышло “Пробуждение силы”, зритель в каком-то смысле был новичком, а теперь он подготовлен и знает чего ждать — нужно удивить. Райан Джонсон не просто справился, но и показал, как мы будем жить дальше.

“Пробуждение силы” было чем-то вроде подготовительной площадки, данью уважения классике и игре на ностальгических чувствах зрителей. Помните эти многочасовые споры о том, хороший ли эпизод получился, плохой или все это фанфик Абрамса? Первый Орден, его противостояние с Сопротивлением, очередная Республика, новый Вейдер — мы все это проходили в том или ином виде в двух предыдущих трилогиях.

Катарсиса в “Пробуждении” не случилось, скорее это был толчок к эскалации конфликта, и “Последние джедаи” наконец-то четко дают понять, в какой позиции оказался каждый персонаж.

Первая треть фильма похожа на расстановку сил в миниатюре и напоминает о том, кто есть кто и чего ждать от будущей конфронтации. На секунду может показаться, что режиссер выбрал самый простой и безопасный путь — идти по стопам Лукаса и пересказывать все, что мы уже видели, но это не так. Хитрец Джонсон обманывает ожидания зрителя, уводит его в сторону и рассказывает совсем не то, чего мы ждем. Мы в очередной раз увидели в трейлерах одно, а в фильме идем совсем по другому пути.

Каждый новый поворот в истории героев выглядит неожиданно и свежо.

Судьба разбрасывает героев по разным уголкам галактики. Каждому предстоит столкнуться с чем-то неизведанным и опасным. Рей становится объектом пристального внимания Люка и ждет от него помощи и поддержки. Вместе с тем она ищет ответы на свои вопросы и познает себя. Героиня Дейзи Ридли до сих пор не знает, на что она способна. Финн вновь сталкивается со своим прошлым, он становится более отчаянным и преданным Рей и Сопротивлению. А лучший пилот галактики По Дэмерон неожиданно выходит на первый план. Райан Джонсон уделил персонажу Оскара Айзека достаточно много экранного времени, раскрыл его характер и посвятил ему множество шуток. Одна из них и вовсе стала украшением фильма и в самом начале задала тон всей арке персонажа.

Возможно, “Звездные войны” никогда не были такими веселыми.

По другую сторону баррикад расположились верховный лидер Сноук, генерал Хакс и Кайло Рен. В этой тройке антагонистов ярче всех показан последний. Он выступает в качестве противовеса свету Рей, но также несет тяжкое бремя силы. Персонаж Адама Драйвера также в смятении, не знает, что ему делать со своей Силой и не может оценить всю свою мощь. Кайло Рен получил полноценное раскрытие после яркого представления в “Пробуждении силы”. На этот раз к его образу вопросов практически нет.

Верховный лидер Сноук также получил больше экранного времени. Главного злодея наконец-то показали во всей красе, дали рассмотреть поближе. Он стал серым кардиналом этой истории, а его арка получила неожиданное, ошеломляющее развитие. Кажется, никто даже не догадывался о таком ходе событий.

Все фанатские теории о происхождении Сноука рушились на глазах.

Генерала Хакса (Донал Глисон) можно не брать в счет — он всего лишь пешка, истеричный и молодой командир. Он скорее выглядит смешно и нелепо, чем пугает. Тем не менее без его воплей сложно представить Первый порядок. Он является его олицетворением: молодая безудержная энергия, ведомая злобой, ненавистью и собственными амбициями.

Среди уже знакомых героев мелькают и новые, не менее запоминающиеся образы. Герой Бенисио Дель Торо — ДиДжей — заслуживает отдельного упоминания. Вор и мошенник, он берется помочь повстанцам проникнуть на корабль Ордена. В его исполнении получилась своеобразная мрачная смесь Хана Соло и Лэндо, этот плут очаровывает с первых секунд. У него простая и предельно понятная арка, к которой совсем нет вопросов. Не удивляйтесь, если мы увидим его снова в других фильмах вселенной.

Второй важный новичок — Роуз (Келли Мари Трэн). Девушка-азиатка стала важным звеном Сопротивления и показала, что его члены это не просто лица на фоне, но такие же обыкновенные люди, как мы с вами: разных наций, убеждений и разной судьбы. Ее появление в фильме в очередной раз демонстрирует, насколько широк фронт борьбы с Первым Орденом. У нее важная роль в фильме, есть четкие мотивы и жизненное кредо, которое вполне соответствует нашим представлением о мире “Звездных войн”.

Не стоит забывать и о BB-8. Если в “Пробуждении Силы” он был настоящей маркетинговой игрушкой, то теперь стал полноценным членом команды главных героев. Как и R2-D2 когда-то, ему отведена важная роль, несколько забавных сцен и он нередко оказывается палочкой-выручалочкой. Что касается раздела “маркетинг”, то его заняли милые крикливые порги.

Вторая половина фильма переходит от слов к действиями. “Последние джедаи” с легкостью можно назвать одним из самых зрелищных фильмов. Космические бои, схватки на световых мечах, динамичные перестрелки, масштабные батальные сцены — все сделано дорого, красиво и с умом. От первого масштабного сражения между Сопротивлением и флагманами генерала Хакса захватывает дух. Райан Джонсон взял все, что мы видели в предыдущих картинах серии и в некотором смысле изобрел заново.

Нет, это все те же экшен-сцены, но в каждой из них найдется элемент, делающий ее уникальной. Каждая из них стала более личной, в то же время не теряя масштаба.

Режиссеру удалось сделать фирменный сплав бодрого экшена, уместного юмора и драмы, но важно другое. “Последние джедаи” длятся 2,5 часа и за это время не успевают утомить. Джонсон несколько раз в течение картины обманывает ожидания. Ты только приготовился к одному развитию событий, как режиссер резко меняет направление и темп. На экране происходит множество событий, но они не сливаются в бессмысленную нарезку, а ведут к закономерной развязке — постепенно, логично, по законам вселенной и при этом не повторяя сюжетных ходов из старых фильмов. Джонсон успешно закрывает все арки, логически связывает их между собой и выстраивает целую сюжетную цепочку.

Кажется, именно об этом просили все, кто остался недоволен “Пробуждением силы”.

При этом говорить об идеальности “Джедаев” не получается. У Райана Джонсона получились как минимум две скомканных сцены, к которым во время просмотра появляются претензии. Почему режиссер поступил именно так понять можно, и в фильме присутствует объяснение такому подходу, но выглядит это все равно неубедительно. Кроме того, есть один откровенный провал, который еще долго будут припоминать Джонсону, если он и Абрамс не смогут в будущем дать этому логичное продолжение или вернуть зрителя к этому.

Решение Джонсона будут обсуждать ближайшее время очень яростно.

Райан Джонсон продолжил рассказывать о “Звездных войнах” как о семейной саге Скайуокеров. Это все еще фильм про Люка и Лею, которым выпало новое испытание. Только в “Последних джедаях” режиссер использует приемы, которых прежде в этой вселенной не было. Восьмой эпизод “Звездный войн” стал легче и зрелищнее предыдущих, при этом все также глубоко копает в вопросах противостояния добра и зла, баланса вселенной и положения вещей в Далекой Галактике.

“Последние джедаи” почти не использует сюжетных ходов трилогий Лукаса, уводя нас в другом направлении.

Райан Джонсон оставляет прошлое позади. Даже его герои несколько раз кричат с экрана “забудь про прошлое, уничтожь его”. Это выглядит настоящим призывом начать движение вперед — к новым горизонтам. Первая и вторая трилогии Лукаса должны оставаться в памяти, но новые “Звездные войны” будут другими. В “Последних джедаях” Джонсон меняет правила игры, начинает работать по современным формулам блокбастера, сохраняя ключевые принципы вселенной.

Мы все еще говорим про Силу, джедаев, далекую галактику, но другими словами.

В фильме “Звездные войны: Последние джедаи” есть крутая история, уместный юмор и динамичный экшен. В теории это могла быть картина состоящая из сумбурных решений, заимствованных сюжетных ходов и предсказуемая калька с фильмов Джорджа Лукаса. На практике — самобытное продолжение, которое уводит в сторону от всего, что знаешь об этой киновселенной.

Наконец мы получили ощутимый импульс и теперь вряд ли кто-то скажет, что Disney паразитирует на старых идеях и давит на ностальгию.

Впереди нас ждет девятый эпизод Абрамса. Режиссеру седьмой части предстоит вернуться в “Звездные Войны” и подстроиться (опять) под новые правила. У него это получилось сделать с “Пробуждением силы”, но теперь правила игры изменились. Представить сейчас, куда Джей Джей поведет историю, довольно сложно. Райан Джонсон оставил перед своим преемником только персонажей и чистый лист, на котором тот сможет сотворить новые приключения.

“Последние джедаи” стали неким аналогом революции в серии.Они приняли правила игры, начали играть по ним и перестроили на новый лад. Финал картины Райана Джонсона ясно говорит: “Забудьте обо всем, что было. Пора двигаться дальше”. После титров становится понятным решение Disney назначить Джонсона ответственным за будущую трилогию — с таким ярким стартом у режиссера есть все шансы вывести серию на новый уровень и окончательно сбросить оковы наследия старых трилогий.

Источник: shazoo.ru

Добавить комментарий